Полагается, что автомобили, оснащенные пятицилиндровыми гоночными двигателями, являются чуть ли не самыми эффективными транспортными средствами во всем мире. Тем не менее, так было далеко не во все времена и не повсюду. Ведь изготовители подобных моторов иногда допускали опасные ошибки, отрицательно сказывающиеся на репутации многоцилиндровых двигателей.
Преимущества пятицилиндровых моторов
Пятицилиндровые моторы попали под капоты большинства легендарных машин. К примеру, они используются для оснащения Audi Ur Quattro, второго поколения Ford Focus и многих других знаменитых моделей. В результате получились отличные резервные родстеры.
Пятицилиндровые агрегаты в последние годы переживают не самые лучшие времена. Ежегодно их выпускается все меньше, в основном такие гоночные двигатели ставят на некоторые модели Audi. А прочие производители авто отдают предпочтение классическим моторам с четырьмя цилиндрами. В целом, бывают и такие автомобильные гиганты, которые и сейчас уверены, что лучше все-таки ставить пять цилиндров, чем четыре. И это мнение имеет свои основания.
Любопытно, что в пятицилиндровых моторах предусмотрена специальная система зажигания. Она придает дополнительную мощность коленвалу. Также за счет нее вращение вала становится более активным, а интервал достигает 144 градусов. При этом данный показатель является практически идентичным у четырех- и пятицилиндровых силовых агрегатов. Однако при этом пятицилиндровый мотор обладает дополнительными 36 градусами люфта. Иными словами, он, как и силовой агрегат на четыре цилиндра обеспечивает вращение коленвала на 180 градусов, но это происходит намного быстрее.
Что лучше: четыре или пять цилиндров?
Поршни коленчатого вала пятицилиндрового мотора установлены так, чтобы обслужить одновременно пять цилиндров. Первый поршень расположен в мертвой точке, второй достигает показателя 144 градуса против часовой стрелки коленчатого вала, третий поворачивается на 215 градусов, а четвертый выполняет обороты на 288 градусов, а пятый на 70 градусов. В целом, зажигание пятицилиндровых двигателей работает не по порядку.
В моторах на 5 цилиндров возвратно-поступательное вращение проводится благодаря определенным интервалам. А за счет порядка зажигания обеспечивается баланс вертикальной мощности мотора. Однако все время наблюдается дисбаланс крутящего момента, появляющийся вдоль горизонтальной моторной плоскости. Таким образом, пять цилиндров постоянно пытаются крутить и переворачивать поршни вала на его длину, поэтому понадобится проведение балансировки крутящего момента.